Денежный капитал и фиктивный капитал: теоретические аспекты сходства и различия

Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало резкое сокращение долгосрочных и увеличе­ние краткосрочных обязательств. Это послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях экономических трудностей, особенно инфляции, час­тный сектор весьма неохотно шел на приобретение долгосроч­ных государственных бумаг. Кредитно-финансовые институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее возвратить свои денежные фонды, предоставленные государст­ву. В связи с тем, что государственный долг носил в основном краткосрочный характер, правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно размещать но­вые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти мероприятия говорят о дальней­шем обострении проблемы долга на уровне правительства и затруднениях в системе государственных финансов.

Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетель­ствуют об усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей экономической политике все больше делают ставку на финансирование долгос­рочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая объясняется объективными условия­ми, существующими в стране.

Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании быстрее удается добыть необходимые де­нежные средства. Во-вторых, в условиях падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и насе­ления спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на краткосрочные.

Проблема государственного долга обострилась также в результате потери интереса к правительственным ценным бу­магам со стороны частных кредитно-финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями государ­ственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приоб­ретений государственных бумаг этими учреждениями, напри­мер в США, приходится на период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнкту­ры. Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и динамика производ­ства определялись в основном военными заказами правительст­ва. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно-финансовых институтов в государственные бумаги для покры­тия разбухших правительственных расходов военного времени.

В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно-финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с 50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно-финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится к покупке в основном краткос­рочных облигаций, представляющих собой своего рода «лик­видный резерв».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Последние материалы

Популярные темы

Как прожить без денег?
 
Сейчас на сайте 19 человек