Привлекательная идея

Несмотря на то что в теории наиболее желательным видом операций для исламских банков является долевое финансирова­ние проектов, в реальности большая часть портфеля акти­вов приходится на краткосроч­ное финансирование торговых сделок, при котором банк полу­чает прибыль за счет наценки за обслуживание (мурабаха). Кон­центрация на краткосрочных активах нежелательна не толь­ко потому, что не создает доста­точных стимулов долгосрочно­го экономического развития, но и потому, что подозрительна с религиозной точки зрения: опе­рация мурабаха во многом на­поминает процентную ссуду

По мнению экспертов, причина кроется в недостаточном развитии вторич­ного финансового рынка. Активный рост в послед­ние годы исламского рынка ак­ций, бурное развитие исламских инвестиционных фондов и появ­ление новых финансовых ин­струментов создают предпосыл­ки для перемен.

Сейчас исламские банки предлагают краткосрочные ин­струменты с доходностью пять-шесть процентов. В перспективе же осуществить „квантовый ска­чок", перейдя к средне- и дол­госрочным продуктам с доход­ностью в пятнадцать, двадцать и даже тридцать процентов в сфе­ре проектного финансирования и рискового капитала.

По мнению многих специа­листов, из опыта исламских банков западная финансовая система может извлечь для се­бя важный урок: эгоистические интересы банковского сообщес­тва не должны становиться удавкой на горле реального сек­тора, а решения о финансирова­нии проектов должны прини­маться не на основе предвкуше­ния призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспек­тив его прибыльности. Автори­тетный орган западных деловых кругов журнал Economist писал по поводу исламской финансо­вой операции мушарака (учас­тие банка в прибылях и убытках предприятия): «Некоторые лю­ди на Западе находят эту идею привлекательной. Она дает то­му, кто предоставляет деньги, сильный стимул удостоверить­ся, что при помощи своих денег он создает действительно неч­то ощутимое. Как жаль, что за­падные банки не имели такого стимула, когда принимали мно­гие из своих решений об инвес­тициях на протяжении 70-х и 80-х годов. Мушарака также подчеркивает разделение ответ­ственности между всеми поль­зователями денег.

Коммерческие нор­мы шариата не при­думаны богослова­ми. Они лишь кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых проце­дур, которые были признаны мо­рально приемлемыми. Правда, в наше время далеко не все финан­совые структуры Ближнего Вос­тока оперируют с оглядкой на ша­риат. Королевские семьи Саудов­ской Аравии и Кувейта размеща­ют свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промыш­ленные группы используют за­падные методы бизнеса. Финан­совые учреждения западного ти­па появились в исламских стра­нах е конце прошлого века — в основном как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограни­чивалась в основном экспортно-импортными операциями инос­транных компаний. Местное тор­говое сообщество из национа­листических и религиозных сооб­ражений избегало услуг запад­ных банков. Процессы модерни­зации в экономике заставили бизнесменов-мусульман откры­вать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из них по-прежнему отка­зывались делать процентные де­позиты и брать кредиты. Поэто­му с конца 40-х годов ряд ислам­ских экономистов начинает тео­ретическую разработку финансо­вой модели «исламского капита­лизма», исключающей ссудный процент.

Конкретная история исламско­го банковского дела берет нача­ло в 60-е годы. Первый ислам­ский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.

В 70-е годы развернулась прак­тическая работа по созданию ис­ламских финансовых институтов. В 1974 году Организация ислам­ских государств приняла реше­ние о создании межгосудар­ственного Исламского банка раз­вития, для того чтобы финанси­ровать экономические и социаль­ные программы на основе прин­ципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королев­ской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне ис­ламский банк.

Перейти на страницу: 1 2

 

Последние материалы

Популярные темы

Как прожить без денег?
 
Сейчас на сайте 19 человек