Государственные и муниципальные ценные бумаги

был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн руб., которые государство намерено получить до 1998 г., выпустив его облигации десятью сериями по 1 трлн руб. каждая (владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имеют право обменять их на облигации нового займа). ГСЗ выпускается в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска равен 102,7% годовых. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций - 100 и 500 тыс. руб.

« Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и определяется как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода. Естественно, что рыночная цена будет отличаться от расчетной (на нее влияют различные факторы).

Идея создания финансового инструмента с «плавающей» процентной ставкой прогрессивна. Перекладывание инфляционного риска с инвесто­ра на государство позволит занимать деньги на более длительный срок под меньший процент. Однако тесная привязка ОФЗ к ГКО сокращает возможности выбора инвестором отдельных видов ценных бумаг на фондовом рынке.

9.

На первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от опера­ций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей прода­жей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организо­ван гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого — высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в ре­зультате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно. Так, в апреле 1995 г. на аукционе трехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составила 75%, а доля удовлет­ворения заявок инвесторов — 25%.

Финансовые институты практически всех регионов РФ (и даже многие находящиеся в Москве), по существу, исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государ­ственных ценных бумаг как наиболее эффективного (об этом свидетель­ствует мировой опыт).

Издержки проведения операций с государственными ценными бума­гами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обяза­тельствами государства в Москве резко сужает возможности региональ­ных инвесторов и обходится им дорого (средства для участия в аукци­онах необходимо резервировать на счетах, как минимум, за день до их начала). В итоге государство несет потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг.

По мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга первич­ных дилеров связано с необходимостью жесткого контроля за участ­никами аукционов. В перспективе должны быть разработаны новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческим бан­кам и другим финансовым институтам принимать в ней участие.

Противоречива роль, которую играет на рынке государственных цен­ных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда же Банк России сам играет на рынке ГКО, он заинтересован в том, чтобы не разглашать информацию о структуре спроса и предложения. Когда Банк России — единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт ин­тересов. В то же время государственные интересы однозначны: государ­ство заинтересовано в широкой информации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным.

Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инст­рументов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению пены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок также снижает спрос ГКО.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Последние материалы

Популярные темы

Как прожить без денег?
 
Сейчас на сайте 19 человек