Исламская модель

Главной особенностью ислам­ских финансов является отказ от того, на чем основана общепри­нятая, западная финансовая сис­тема, — ссудного процента. Это не означает превращение ком­мерческих займов в благотвори­тельные. Вознаграждение соб­ственнику капитала не должно принимать форму выплаты зара­нее установленной суммы, га­рантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взима­ния процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником кото­рого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наслед­ство или дар. Кроме того, при­быль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обос­нования запрета ссудного про­цента, делая акцент на его эк­сплуататорском характере и под­черкивая роль банковской сис­темы в провоцировании эконо­мических кризисов. Однако в ко­нечном счете отказ от процента, как и выполнение заповеди, яв­ляется актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, фи­нансовую деятельность регла­ментирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Основными понятиями Кора­на, описывающими то, чего в своей финансовой практике дол­жен избегать мусульманин, явля­ются риба и гарар. Риба(дослов­но «излишек») — любое неоп­равданное приращение капита­ла при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неиз­бежной случайности. Большин­ство исламских ученых считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщичес­кий, но и любой ссудный про­цент, в то время как под опреде­ление «гарар» попадает любая спекулятивная операция.

Мусульманин не должен забы­вать, что все земные блага — это дар Аллаха, который является их истинным собственником. Вве­ренные человеку производитель­ные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае, если человек сам не способен пустить деньги в обо­рот, он должен вложить их в чу­жое предприятие, получив долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммед был удачли­вым купцом, в его торговые опе­рации вложила средства богатая вдова Хаджия, которая впослед­ствии стала его женой. Финансо­вые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и виды финан­совых услуг, которые предлагают современные исламские банки в Манаме, Куала-Лумпуре и лон­донском Сити.

 

Последние материалы

Популярные темы

Как прожить без денег?
 
Сейчас на сайте 19 человек